Постоянные читатели

суббота, 23 апреля 2011 г.

Приёмник Геринга



Рассказы Владлена Борисовича Горбулёва

Закончилась война. Наш 288 стрелковый полк в составе 94-й дивизии расквартировали временно в пригороде Берлина Карлсхорсте, в здании бывшего юнкерского училища, а затем, уже в конце мая 45-го передислоцировали на север от Берлина, называлось это место Вайссензее - или "белое озеро". Там были к концу войны немцами построены в виде военного поселения так называемые "Герингказармен" - казармы Геринга.Предназначались они для проживания элитных частей, находившихся под его личным командованием.
Поселок действительно оправдывал свое элитное предназначение - это была окраина Берлина, кругом сосновый лес, природа изумительная. По-немецки аккуратно в лесу стояли двухэтажные новенькие коттеджики, нас разместили в каждом по взводу.
Под каждым домиком находился склад, то есть в подвале дома, где располагалась отопительная установка (на Западе не делают, как правило, центральных котельных), стояли стеллажи в три-четыре яруса, и там была складирована всякая гитлеровская военная всячина - погоны, фуражки, шанцевый инструмент и так далее.
В большинстве подвалов стояла вода, так как наши при наступлении бомбили поселок, и, видимо, кое-где нарушили систему водоснабжения. Зайдя как-то в один из соседских коттеджей по делам службы, я увидел у офицера на столе очень необычный немецкий связной приемник, который до этого момента я нигде не встречал в районах боевых действий, хотя нашему соединению довелось однажды даже брать довольно крупный немецкий военный радиоцентр, в середине которого возвышалась 60-метровая красавица-мачта из редкой и дорогой древесины-ливанского кедра. Нам немедленно поступил приказ командования - мачту свалить, дабы при возможном контрнаступлении немцы ее уже не заполучили бы обратно, что мы и выполнили. При падении она развалилась на три части.
После чего уже от более высшего командования последовал еще один приказ - мачту немедленно восстановить для организации связи с Москвой... Так вот, приемник меня явно заинтересовал, как военного радиста. Офицер гонял на нем вещательные радиостанции. Через некоторое время я увидел в этом же доме еще несколько таких же. Приемник действительно очаровывал даже в сравнении с американскими "супер-про"(ВС-779,1004), AR-88 и SX-28.
КВ приёмник AR-88D производства RCA, США.

КВ-приёмник BC-779 фирмы Hammarlund, США.

КВ-приёмник SX-28 фирмы Hallicrafters, США.


Посудите сами - размером с современный "Катран" - это в 1945 году! он имел оптическую шкалу, перекрытие от 1, 5 до 25 Мгц, кварцевый фильтр с переменной полосой пропускания, минимально где-то 300 Гц, автоматическую настройку на четыре записываемые в механическую память частоты, верньерное устройство, кварцевый калибратор, двойное питание от сети и батарей 12 вольт, всего лишь 12 ламп, большинство из которых были одного и того же типа - "жёлуди" RV12P2000, ПЧ 1 Мгц, возможность приема АМ, телеграфа, однополосных передач, возможность подключения гониометра-рамки, приставки панорамной индикации частоты, приставки автоматической настройки от дистанционного управления и многое другое...
Весил он прилично - около 42 кг. Я спросил у офицера - откуда приемник? Да их у нас полный подвал - сходи и посмотри - ответил он. Действительно, в подвале, где вода стояла примерно по колено, на трехъярусных стеллажах стояли аккуратные деревянные ящики с приемниками. Несколько из них было раскурочено, а приемники разбиты. Всего же здесь хранилось несколько сотен приемников Е-52...
Инструкции по эксплуатации E52a и E52b.

Большинство из них было модификации Е-52b, что, как я впоследствии узнал, говорило об их изготовлении в последние годы и месяцы войны. Помимо деревянного ящика, каждый приемник был упакован в картонную тару, перевязанную шпагатом. В отдельной коробке тут же находились ЗИП и руководство. Мы не знали, как сложится наша дальнейшая военная судьба, и поэтому у меня даже и мысли не возникало прибрать приемник для своей домашней радиостанции. Это бы было, конечно, потрясающее приобретение для радиолюбителя в те годы... Вайссензее находилось в английском секторе оккупации Германии. Где-то в июне-июле должна была состояться передача его английскому командованию.
Естественно, до того момента неимоверное количество и штатских, и военных лиц выполняли одну задачу - вывезти в СССР как можно больше трофейной техники и имущества, чтобы оно не досталось англичанам. Поэтому уже через несколько дней к нам прибыли представители наших радиозаводов и НИИ в военной форме и занялись приемниками. Вскоре мы покинули эту местность, и я так и не знаю, все ли они были вывезены, либо часть их так и погибла, но вернувшись в Ленинград, приобрел Е-52а (с мотором) у UA1HS и долгое время с удовольствием работал на нем.